Авторские статьи

Нужна ли российским университетам электронная интернационализация научной деятельности?

Как правило, университеты вовлечены в три типа интернационализации: внутреннюю или «домашнюю», внешнюю (международное сотрудничество) и электронную (позиционирование и коммуникации в зарубежном интернет- пространстве). Пандемия, локдауны и закрытые границы актуализировали роль электронной интернационализации в развитии международной деятельности университетов во всем мире.

В российских университетах интернационализация зачастую носит образовательный характер. Международные службы в большинстве случаев отвечают за экспорт образовательных услуг, а научные службы редко занимаются интернационализацией. В результате образуется «gap» — бизнес-процесс, которым никто не управляет — электронная интернационализация научной деятельности. И это влечет за собой целых ряд эффектов. Так, в структуре экспорта российского образования преобладают бакалавры (89% в 2017–2018 уч. г.). Возможно, это связано и с тем, что в зарубежном интернет-пространстве наши университеты позиционируют преимущественно свой образовательный потенциал, а привлекательным конкурентным преимуществом для будущих магистрантов и докторантов являются научные достижения. Кроме того, Россия занимает 12-е место в мире по числу ведущих аналитических центров в глобальном рейтинге «ThinkTanks». В 2020 г. в этот рейтинг вошли 143 российских аналитических центра (для сравнения — 612 индийских). При этом университетские научные центры представлены в российской выборке в два раза реже, чем независимые.

Подробнее